Жан-Жак Руссо

1712–1778

Французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернером, учителем музыки и др. До 1741 г. жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743–1744 гг. секретарь французского посольства в Венеции.

В Париже сблизился с Д. Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки. В 1762 г., после выхода в свет педагогического романа «Эмиль» и политического трактата «Об общественном договоре», опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. В 1770 г. он возвратился в Париж, занимался перепиской нот. Последние месяцы жизни провел в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Руссо были перенесены в Пантеон.

Руссо – наиболее влиятельный представитель французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. Социально-философские взгляды Руссо нашли отражение в его трактатах. В «Рассуждении о науках и искусствах» (1750) он подвергает критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставляет ей «естественное состояние», где люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принудительных узаконений. Руссо понимает, что вернуться к утраченному раю «естественного состояния» невозможно и человек обречен жить в обществе. В трактате «Об общественном договоре» (1762) он рисует картину идеального общества, максимально приближенного к природе. В общественном состоянии суверенной свободой обладает не личность, а государство, возникшее на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как полноправные члены государства. Условием свободы является равенство, и не только политическое, но и имущественное; его обязано охранять государство, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Руссо считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода.

Руссо критикует систему английского парламентаризма, отстаивает идею народного суверенитета, народовластия и, опираясь на опыт античного полиса и швейцарских кантонов, выступает за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются собранием всех граждан.

Педагогические воззрения Руссо получили выражение в книге «Эмиль, или О воспитании» (1762), занимающей промежуточное место между педагогическим трактатом и художественным произведением. Руссо не допускает никакого насилия над личностью ребенка, уделяя внимание не столько образованию, сколько нравственному воспитанию, которое Руссо не мыслит без религиозной основы. В этом он расходится с французским материализмом XVIII в.

Художественное творчество Руссо разнообразно но жанрам: стихи, поэмы, комедии, оперы, для которых он сам сочинял и либретто и музыку. Наиболее значительными произведениями являются роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и «Исповедь» (1766–1769). «Новая Элоиза» пользовалась огромным успехом у современников, но для последующих поколений большее значение имела «Исповедь» – самое выдающееся произведение Руссо. Это не только автобиография, но и роман XVIII в. С предельной искренностью и беспощадной правдивостью Руссо обнажает свое сердце, все свои сокровенные мысли. «Вся правда» о человеке – это не поддающаяся рациональному анализу противоречивость душевной жизни: высокое соседствует с низменным, добро со злом. Руссо, однако, сохраняет веру в добрую основу человеческой природы, которую только искажает современное общество, заставляя людей носить личины, лгать окружающим и самим себе, смотреть на мир «чужими глазами» и «хотеть чужою волею».

Руссо оказал огромное влияние на всю последующую литературу, общественную мысль и философию. С его именем связано целое течение – руссоизм, в той или иной мере захватившее все европейские страны.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *