Якоб Кристоф Буркхардт

1818–1897

Швейцарский историк. Родился в Базеле. Получил образование в университетах Берлина и Бонна, где изучал теологию, историю и искусство и испытал влияние немецких историков Леопольда Ранке, Готфрида Кинкеля и Франца Куглера. Преподавал в Базельском университете и в местной средней школе вплоть до своей отставки в 1893 г.

Буркхардт является зачинателем т. н. культурно-исторической школы в историографии, выдвигавшей на первый план историю духовной культуры. Его считают создателем систематической истории искусства. Начав с изучения теологии, он затем занялся историей культуры и искусства. Произведение искусства рассматривалось им в культурно-историческом контексте, на фоне общественных изменений.

Более всего известен своей интерпретацией итальянского Возрождения, которое он считал первым зрелым выражением духа Нового времени. Буркхардт пытался воплотить психологию и этические ценности прошлых эпох в серии конкретных типов, таких как грек «героической эпохи» или «универсальный человек» Возрождения. Жизнь и личности великих людей интересовали его постольку, поскольку он считал их творцами «cтилей жизни», придающих единство и своеобразие историческим эпохам. Так, Возрождение было для него эпохой художников, которые задали тональность всему этому периоду. Всякая деятельность в то время выражала стремление к прекрасному – даже в политике, где государство рассматривалось прежде всего как «произведение искусства».

Наиболее известны три его работы: «Эпоха Константина Великого», «Культура Возрождения в Италии» и «Чичероне» – исследование по итальянской живописи. Последней работой, вышедшей при жизни автора, была «История Возрождения в Италии», посвященная в основном архитектуре.

В книге «Эпоха Константина Великого» Буркхардт показал, каким образом крушение античной языческой культуры подготовило почву для триумфа христианства. В «Культуре Возрождения в Италии» он развил тезис о том, что современное мировоззрение, характеризуемое прежде всего индивидуализмом, зародилось в Италии эпохи Возрождения. Эта идея господствовала в историографии полвека, да и сегодня пользуется широким признанием.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *