Вильгельм Дильтей

1833–1911

Немецкий историк культуры и философ-идеалист, профессор. Философские воззрения Дильтея формировались под влиянием, с одной стороны, немецкого идеализма и романтизма (внимание к субъекту и интерес к культуре и истории), с другой – англо-французского позитивизма (Дж. С. Милль, О. Конт).

Влияние на него оказало также неокантианство баденской школы (противопоставление естественнонаучного и культурно-исторического познания).

Центральным у Дильтея является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-исторической реальности. Человек, согласно его воззрениям, не имеет истории, но сам есть история, которая только и раскрывает, что он такое. От человеческого мира истории Дильтей резко отделял мир природы. Задача философии (как «науки о духе»), по Дильтею, – «понять жизнь, исходя из нее самой». Дильтей выдвигал метод «понимания» как непосредственное постижение некоторой духовной целостности. Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, Дильтей противопоставлял методу «объяснения», применимому в «науках о природе» и связанному с деятельностью рассудка. Понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью интроспекции (самонаблюдения), понимание чужого мира – путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования».

В более поздних работах Дильтей отказался от интроспекции как психологического способа «понимания», сосредоточившись на рассмотрении культуры прошлого как продукта «объективного духа». Здесь он во многом предвосхитил неогегельянство. Вслед за романтиками Дильтей рассматривал целостность исторических образований через призму целостности человеческой личности. Его основные исторические исследования построены по принципу соединения множества биографий.

Дильтей оказал большое влияние на развитие философии ХХ в., особенно на экзистенциализм. По своим социальным взглядам он являлся представителем либерализма.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *