Создатель психологической школы, продолжившей традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности. Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ, затем аспирантуру.
Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, вице-президент АПН СССР, почетный член Национальной академии образования США. Член редколлегии журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал».
В 1950-х гг. вместе с Элькониным приступил к работе по проектированию новых возрастных норм психического развития. Дал обоснование теории развивающего обучения. На основе принципа деятельности, принципа всеобщности идеального бытия были определены основные понятия развивающего обучения и спроектированы основные педагогические технологии, реализованные на базе московской экспериментальной школы № 91.
В 1958 г. он защитил кандидатскую, а в 1970 г. – докторскую диссертацию. Публикация его диссертации в виде монографии явилась сенсацией не только для российских ученых, но и для психологов многих стран мира.
В 1973 г. Василия Васильевича назначили директором Института общей и педагогической психологии. Из-за козней завистников он был вынужден уйти с этой должности, и с 1983 по 1989 годы работал заведующим лабораторией в Институте дошкольного воспитания. Освободившись от большой административной работы, он посвятил все время детальному исследованию проблемы, давно волновавшей его – проблемы развития детского воображения.
В 1989 г. Давыдов занял достойный пост первого вице-президента Академии Образования. На этом посту он оставался до последних дней своей жизни, совмещая работу вице-президента со многими другими обязанностями, но самое главное – любимым его детищем всегда оставалась школа.