Шарль Луи де Монтескьё

1689–1755

Французский просветитель, правовед, философ и писатель. Происходил из старинного дворянского рода. По окончании католического коллежа (1705) изучал право в Бордо и Париже. В 1714 г. советник, а с 1716 г. один из вице-президентов парламента (суда) Бордо. С 1726 г. жил в Париже.

Славу Монтескьё как художнику слова принес роман «Персидские письма» (1721, рус. пер. 1789) – одно из лучших произведений т. н. философского жанра, характерного для XVIII в. Идеи романа изложены в форме переписки друзей – персов Узбека и Рики, «наивных» и в то же время мудрых критиков французского светского общества, преисполненного спеси от пустой мишуры своей «цивилизованности», от которой неотделимы суеверия, гнет церкви и власти, оторванная от жизни ученость, искусство, состоящее из риторических славословий, условностей, крайней манерности. Полная иронии, тонкого остроумия, сатира Монтескьё разворошила все пласты французской абсолютной монархии, ее политическую жизнь, культуру, обычаи, нравы ее подданных.

Поэмы в прозе «Книдский храм» (1725) и «Путешествие в Пафос» (1727) написаны в духе гедонистического эпикуреизма дворянских салонов и будуаров с их излюбленными мифологическими персонажами, эротическими сюжетами.     В 1728 г. Монтескьё предпринял путешествие по Европе (посетил Италию, Пруссию, Нидерланды), в 1729–1731 гг. жил в Великобритании. Английская конституционная практика, взгляды английских правоведов и философов оказали большое влияние на формирование государственно-правовых идеалов Монтескьё, наиболее ярко выраженных в книге «О духе законов» (1748, рус. пер. 1900), – энциклопедическом труде, основанном на широком использовании сравнительного и сравнительно-исторического методов. Монтескьё придавал большое значение в формировании позитивного права и форм правления государства географическим факторам (особенно климату). Жаркий климат, считал он, порождает лень и страсти, убивает гражданские доблести и является причиной деспотического правления. Такая позиция дала основание считать Монтескьё одним из основоположников т. н. географической школы в социологии. Однако важнейшее значение Монтескьё придавал политическим факторам и прежде всего – форме правления. Основной темой книги «О духе законов» и являлась проблема разумного государственного строя и его организация. Исходя из античных политических теорий, Монтескьё различал 3 правильные формы правления (демократия, аристократия и монархия) и одну неправильную (деспотия).

Считая наилучшей формой правления монархию, Монтескьё в качестве средства, способного предотвратить трансформацию монархии в деспотию и обеспечить политическую свободу, полагал принцип разделения властей, а также федеративную форму государственного устройства. Монтескьё сыграл значительную роль в истории Франции, в развитии мировой общественной мысли как критик королевского деспотизма и идеолог конституционной монархии. В области чисто правовой Монтескьё выдвинул ряд прогрессивных принципов: равенство граждан перед законом, широкое избирательное право, свобода слова, печати, совести, отделение церкви от государства, отказ от пыток и суровых наказаний, необходимость международных соглашений о гуманизации методов войны и т.д.       Книга «О духе законов» была внесена в «Индекс запрещенных книг», тем не менее, она выдержала 22 издания на протяжении двух лет (1748–1750), была переведена почти на все европейские языки. Первыми переводчиками этой книги в России были А.Д. Кантемир и А.Н. Радищев (оба перевода не сохранились).

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *