Рафаэль Санти

1483–1520

Великий итальянский живописец и архитектор. В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические представления Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино, учился у Перуджино в Перудже.

Рафаэля называли Мастером Мадонн. Настроение душевной чистоты, еще несколько наивное, в одной из его первых картин – «Мадонна Конестабиле» – приобрело возвышенный характер в лучшем произведении раннего периода – «Обручение Марии» (1504 г., Галерея Брера, Милан). В целом произведения начального периода отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон; «Три грации», Музей Конде, Шантийи; «Мадонна Конестабиле», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; все – около 1500–1502 гг.).

С 1504 г. Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1505 г., Галерея Питти, Флоренция; «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507 гг., Лувр, Париж; «Мадонна со щеглом», Уффици) принесли художнику славу во всей Италии.

В 1508 г. Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принять участие в археологических раскопках. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов (станц) Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. В исполненной спокойного величия гармонически стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества. В Станца делла Сеньятура (1509–1511 гг.) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие («Диспут»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. В Станца д’Элиодоро с фресками на легендарно-исторические сюжеты («Изгнание Элиодора», «Встреча папы Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы») с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита.

К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515–1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). Духом античной классики с ее культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме (1514 г.).

В Риме проявился блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет кардинала», около 1512 г., Прадо, Мадрид; «Женщина в белом» или «Донна Велата», около 1513 г., Галерея Палатина, Флоренция; портрет Б.Кастильоне, 1515–1516 гг., Лувр, Париж и др.). В «Мадоннах» Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств («Мадонна Альба», около 1510–1511 гг., Национальная галерея, Вашингтон; «Мадонна ди Фолиньо», около 1511–1512 гг., Ватиканская пинакотека). «Сикстинская Мадонна» (1515–1519 гг., Картинная галерея, Дрезден) – это образ совершенной красоты, один из шедевров мировой живописи.

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих работах (фрески и лепнина в Лоджиях Ватикана, 1519 г.; неоконченный алтарный образ «Преображение», 1519–1520, Ватиканская пинакотека и др.) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Рафаэль отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощренной манере.

Деятельность Рафаэля как архитектора имела исключительное значение для развития итальянского зодчества. Она представляет собой как бы связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св. Петра в Риме (составил новый план собора, положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509 г.) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512–1520 гг.) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515 г.) в Риме и Пандольфини (с 152О г.) во Флоренции. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама, органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI–XIX вв.и отчасти XX вв., на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *