Пабло Пикассо

1881–1973

Французский художник, испанец по происхождению. Родился в Малаге в семье преподавателя живописи. Учился у своего отца Х. Руиса в школе изящных искусств в Ла-Корунье, затем в Барселоне и Мадриде. К 1894 г. его работы стали настолько совершенны, что отец передал сыну свои кисти и палитру, сказав при этом, что больше никогда не будет писать картины.


В 1896 г. Пикассо впервые выставляет свою большую картину, написанную маслом. В следующем году его картина «Наука и милосердие» получает одобрительные отзывы на выставке в Мадриде, а в Малаге на конкурсе – золотую медаль. В Мадриде Пикассо почти ежедневно посещает национальный художественный музей Прадо с тем, чтобы, копируя полотна старых мастеров, постичь тайны их мастерства. Позднее знаменитые полотна станут источником идей для его собственных оригинальных произведений, и он будет переписывать и «играть» ими снова и снова.

В октябре 1900 г. Пикассо и его ближайший друг Касагемас переезжают в Париж, на Монмартр – в центр художественной жизни того времени. В феврале 1901 г. Касагемас из-за несчастной любви кончает жизнь самоубийством. Пикассо тяжело переживал смерть друга, считается, что она стала одной из причин появления картин «голубого» периода (1901–1904). Полотна написаны в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зеленых тонов.

К 1905 г. Пикассо выходит из глубочайшего кризиса – палитра мастера розовеет: появляются розово-золотистые и розово-серые оттенки. В 1906 г. известный  торговец картинами Амбруаз Воллар продает большинство картин «розового» периода, с тех пор финансовые проблемы более художника не волновали. В течение ряда лет полотна Пикассо покупал русский коллекционер С. Щукин. Такие работы, как «Странствующие гимнасты», «Девочка на шаре», «Потрет Воллара» были приобретены в коллекцию промышленника Морозова.

Знакомство с древней примитивной художественной культурой будоражили воображение художника. Глубокое впечатление на Пикассо произвела древняя иберийская скульптура. В работах, выполненных летом 1906 г. в местечке Госол в испанских Пиренеях, впервые появляются симптомы решительного разрыва с классической традицией. Пикассо почувствовал необходимость начать сначала, обратившись к наивному, примитивному искусству.

Картина «Авиньонские девицы» (1906–1907, Нью-Йорк, Музей современного искусства), которую Пикассо решился выставить лишь много лет спустя после ее создания, является одним из самых революционных произведений начала XX в. На первый взгляд, это всего лишь вариация традиционного сюжета – купальщицы на фоне пейзажа. Однако нарочитые смещения форм создают эффект автономного пространства. Картина отныне не считается подражанием природе и вообще чему бы то ни было; она самоценный, независимый объект. Это произведение явилось открытием новой эстетики и положило начало эпохи кубизма в творчестве Пикассо.

Первая фаза развития этого течения (1909–1912) получила название аналитический кубизм: предметы, все еще узнаваемые, как бы разложены на составляющие их абстрактные геометрические формы («Сидящая женщина»,1909, Лондон, коллекция Пенроуз, «Портрет Канвайлера», 1910, Нью-Йорк, частное собрание и др.).

Начиная с 1912 г. кубизм принимает новое направление развития и получает название синтетического кубизма. Процесс разложения форм на небольшие фрагменты сменился декоративностью, превращающей картины в плоскостные красочные панно. С 1912 г. широко используется техника коллажа (т. е. построения композиций из кусочков бумаги и других материалов, наклеенных на холст). В этом жанре Пикассо достиг замечательных результатов, дополняя живописные композиции подходящими по смыслу газетными иллюстрациями или фрагментами текстов.

Пикассо работал в самых разнообразных жанрах живописи. Так, в 1916 г. русский импресарио Сергей Дягилев заказал Пикассо декорации для балета «Парад».

Художник живо реагировал на все события, происходящие в мире. В 1940 г. испанское правительство обратилось к художнику с просьбой оформить павильон на Всемирной выставке в Париже. Он планировал написать картину на тему «Художник и мастерская», но, узнав о бомбардировке г. Герника (Испания), создает полотно, отражающее его собственное видение этого трагического события. Масштабная по форме и выразительным средствам картина служит напоминанием об ужасах войны. Когда немцы оккупировали Париж, Пикассо, выражая свой протест, ходил по парижским улицам и вручал немецким военным фотографию «Герники». На их вопрос: «Вы это сделали?» он отвечал: «Нет, вы». К счастью, художник не был арестован.

В 1944 г. после освобождения Парижа Пикассо вступил в коммунистическую партию и стал активным участником движения за мир. Рисунок для международной эмблемы мира – голубь с оливковой веткой в клюве – был выполнен Пикассо. Яростный противник любого насилия, он выступал против американского вторжения в Корею и ввода советских войск в Венгрию.

Со 2-й половины 40-х гг. творчество Пикассо особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые живописные произведения, возвращаясь в них к античности, в резко утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (например, «Лас Менинас» Д. Веласкеса), тем самым продолжая свою полемику с реалистическим искусством. Пикассо работает и как скульптор («Человек с ягненком», бронза, 1944, статуя в Валлорисе), керамист (около 2000 изделий) и очень много как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра, литография и др.) и изобразительных средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы проявляется характерная особенность творческого метода Пикассо – принцип серийности (цикл рисунков и литографий «Человеческая комедия», 1953–1954, и др.).

Творчество Пикассо оказало и оказывает большое влияние на искусство во многих его областях.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *