Николай Гаврилович Чернышевский

1828–1889

Русский революционер-демократ, ученый, публицист, писатель, литературный критик. Родился в Саратове, в семье священника. После учения в Саратовской духовной семинарии (1842–1845) поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета.

На взгляды Чернышевского повлияли революционные события в Европе 1848–1849 гг., а также классика немецкой философии, английская политическая экономия и французский утопический социализм; сочинения Белинского и Герцена. Ко времени окончания университета Чернышевский – убежденный демократ, революционер, социалист и материалист. В 1851–1853 гг. Чернышевский преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии, откровенно высказывая гимназистам свои убеждения (многие его ученики впоследствии стали революционерами). В 1853 переехал в Петербург и начал сотрудничать в «Отечественных записках», затем в «Современнике».

Основой мировоззрения Чернышевского был антропологический принцип. Исходя из общих понятий о «натуре человека», его стремлении к «собственной пользе», он сделал выводы о необходимости изменения социальных отношений и формы собственности.

В 1855 г. Чернышевский защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Подвергнув критике гегелевскую эстетику, он сформулировал тезис «прекрасное есть жизнь». Сфера искусства, по мнению Чернышевского, не ограничивается прекрасным. Цель искусства – воспроизведение жизни, её объяснение. Эстетическое учение Чернышевского было направлено против  теории «искусства для искусства». При этом эстетические вопросы для Чернышевского были вторичны; его диссертация провозглашала принципы нового, революционного направления.
В 1855–1857 гг. Чернышевский публикует историко-литературные и литературно-критические статьи, отстаивая реализм в литературе и ее служение интересам народа. В «Очерках гоголевского периода русской литературы» (1855–1856) он исследовал историю русской журналистики и общественной мысли, развивая традиции демократической критики Белинского. Чернышевский высоко оценивал А. С. Пушкина и особенно Н. В. Гоголя, а лучшим современным поэтом считал Н. А. Некрасова.

В конце 1850-х гг. он сосредоточил внимание на экономических и политических вопросах, включившись в журнальную кампанию с резкой критикой либерально-дворянских проектов предстоящей крестьянской реформы. Чернышевский выступал за ликвидацию помещичьей собственности на землю без всякого выкупа. В декабре 1858, убедившись в неспособности правительства удовлетворительно решить крестьянский вопрос, он призвал к революционному срыву реформы.

К началу 1859 г. Чернышевский стал общепризнанным вождем, а возглавляемый им «Современник» – боевым органом революционной демократии. Чернышевский ориентировался на крестьянскую революцию. В серии статей, посвященных революционным событиям во Франции, он стремился раскрыть ведущую роль народных масс, их заинтересованность в коренных экономических переменах.

В статье «Антропологический принцип в философии» (1860), систематизируя свои философские взгляды, Чернышевский изложил этическую теорию «разумного эгоизма», которая соединяет личный интерес с общественным.

В прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон…» он разоблачал грабительский характер крестьянской реформы и призывал крестьян готовиться ко всеобщему восстанию по сигналу революционеров.

Опасаясь растущего влияния Чернышевского, царское правительство насильственно прервало его деятельность. Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена, в котором упоминалось имя Чернышевского. Заключенный в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, Чернышевский пишет роман «Что делать?» (1862–1863), ставший выражением социально-политических, философских и этических воззрений Чернышевского. Роман давал практическую программу деятельности молодым революционерам. Напечатанный по недосмотру цензуры в «Современнике» (1863), он способствовал воспитанию многих ниспровегателей основ.

В 1864 г., несмотря на отсутствие улик и блестящую самозащиту, Чернышевского признали виновным «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления» и осудили на 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири. После обряда гражданской казни он был отправлен в Нерчинскую каторгу, а по отбытии срока каторжных работ поселен в Вилюйском остроге. На каторге писатель написал роман «Пролог» и другие сочинения. Только в 1883 г. Чернышевского перевели в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889, за четыре месяца до смерти, он получил разрешение жить на родине, в Саратове.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *