Лев Семёнович Выготский

1896–1934

Советский психолог, разработчик культурно-исторической теории в психологии.      Родился в семье служащего. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского.

С 1924 г. работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Институте дефектологии. Позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов изучения психической деятельности личности он подверг критическому анализу ряд философских и психологических концепций («Смысл психологического кризиса»). Он показал бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

В книге «История развития высших психических функций» (1930–1931) дано изложение теории развития психики: необходимо различать два плана поведения – натуральный (результат биологической эволюции) и культурный (результат развития общества).

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). Исследуя речевое мышление, он по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Ученый пришел к выводу, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве волевых и интеллектуальных процессов.

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Д.Б. Эльконин и другие.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *