Леонардо да Винчи

1452–1519

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано недалеко от Флоренции.

Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастерскую Верроккьо. Методы работы в мастерской, где художественная практика сопрягалась с техническим экспериментированием, а также сближение с астрономом Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого Леонардо да Винчи.

В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470 г., «Благовещение», около 1474 г., – оба в Уффици; так называемая «Мадонна Бенуа» (около 1478 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с ее помощью передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках, Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики, а физические особенности и движение человеческого тела приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом.

В 1481 или 1482 г. Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500 г.).

В миланский период Леонардо да Винчи создал «Мадонну в скалах» (1483–1494 гг., Лувр, Париж; 2-й вариант – около 1497–1511 гг., Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень (сфумато) придает лицам особую мягкость, подчеркивая теплоту человеческих отношений.

В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись «Тайная вечеря» (1495–1497 гг.; из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники – масло с темперой – сохранилась в сильно поврежденном виде; в ХХ в. реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи. Ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты «идеального» города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии.

После взятия Милана французскими войсками жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах. Во Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо «Битва при Ангьяри» (1503–1506 гг., не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени.

В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503 г., Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.

К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508–1512), алтарный образ «Св. Анны с Марией и младенцем Христом» (около 1500–1507 гг., Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и «Иоанн Креститель– (около 1513–1517 гг., Лувр, Париж), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с «Потопом», около 1514–1516 гг., Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в «Трактат о живописи», составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику.

Среди искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте, естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, землеройных машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *