Дени Дидро

1713–1784

Французский писатель, философ-просветитель. Сын ремесленника. В 1732 г. получил звание магистра искусств. Философское сочинение «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), последовательно материалистическое и атеистическое, было причиной ареста Дидро.

По выходе из тюрьмы Дидро стал редактором и организатором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751–1780) – главного дела его жизни. Согласно его замыслу, энциклопедия должна была охватить все завоевания разума, дать обзор всех итогов науки, свод всех полезных для народа открытий в мире искусства, ремесла, сельского хозяйства. Дидро отдал энциклопедии более тридцать лет своей жизни, в течение которых ему пришлось вести неустанную борьбу с духовенством, полицией, цензурой, ополчившимися против энциклопедии, как против рассадника рационализма и безбожия. Ему удалось объединить вокруг энциклопедии наиболее выдающихся ученых и философов, связанных между собой единством мировоззрения и бывших идейными предшественниками Французской революции.

Денежное вознаграждение за титанические усилия по созданию энциклопедии было столь ничтожно, что один из его сподвижников, Гримм, обратился за помощью к русской императрице Екатерине II. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

В 1773 г. по приглашению Екатерины II Дидро приехал в Россию. Императрица в письмах уверяла его, что в России существует полная свобода слова. По ее поручению Дидро составил проект о народном просвещении, в который вошли положения о всеобщем обязательном и бесплатном обучении, о полной свободе научного исследования и свободе совести. Дидро восставал против господствующей в то время во всей Европе системы образования с ее классицизмом и риторикой. На первый план он выдвигал физико-математические и естественные науки, выступая за реальную направленность образования и его связь с потребностями жизни.

Проект Дидро не был, разумеется, осуществлен Екатериной, но за проделанную работу русская императрица назначила Дидро жалованье и выплатила его за 50 лет вперед.

Дидро отстаивал материалистические идеи, задолго до Ч. Дарвина высказал догадку о биологической эволюции. Отрицая божественное происхождение королевской власти, Дидро придерживался теории общественного договора, но, как и Вольтер, со страхом относился к самостоятельному движению низов и связывал свои надежды с просвещенным монархом. В последний период жизни склонялся к идее республики, но считал ее мало пригодной в условиях большого централизованного государства.

Наиболее известное из его литературных произведений, «Племянник Рамо», дает глубоко верную картину общественных условий того времени, талантливую характеристику действующих лиц и образец прекрасного разговорного языка.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *