Буонарроти Микеланджело

1475–1564

Итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для эпохи Позднего Возрождения.

 Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Гирландайо (1488–1489 гг.) и у скульптора Джованни (1489–490 гг.), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики. Уже в юношеских произведениях (рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров», около 1490–1492 гг., Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.

В статуе «Вакх» (1496–1497 гг., Национальный музей, Флоренция) созданной в Риме, проявилось увлечение античной скульптурой. Новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в традиционную готическую схему группы «Оплакивание Христа» (около 1497–1498 гг., собор Св. Петра, Рим).

В 1501 г. Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую «Давид» (1501–1504 гг., Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. В картоне для росписи Палаццо Веккьо «Битва при Кашине» (1504–1504 гг., сохранились копии) он стремился выразить готовность граждан встать на защиту республики.

В 1505 г. папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы. Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 г. (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом «Моисея» (1515–1516 гг.), исполненных трагизма «Умирающего раба» и «Восставшего раба» (1513–1516 гг., Лувр, Париж), а также 4 неоконченные фигуры рабов (1532-1534 гг.). В этих работах хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными. В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане (1508–1512 гг.), художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов.

В 1516–1534 гг. Микеланджело вновь жил во Флоренции, работал над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и архитектурно-скульптурным ансамблем усыпальницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви (1520–1534 гг.), а также над скульптурами для гробницы папы Юлия II. Мироощущение Микеланджело в 1520-е гг. приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризис ренессансного гуманизма отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи – в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» и олицетворяющих необратимость течения времени.

В 1534 г. Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска «Страшный Суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536–1541 гг.). Они пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542–1550 гг.). К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка «Пьета» для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550–1555 гг., разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М.Кальканьи; ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа «Пьета Ронданини» (1555–1564 гг., Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная.

Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. Постройки Микеланджело отличаются повышенной пластичностью, внутренним динамизмом и напряженностью масс; большую роль в них играет рельефное оформление стены, активная светотеневая организация ее поверхности с помощью высоких пилястр, подчеркнуто объемных карнизов, наличников и дверных порталов. Еще в свой последний флорентийский период он разработал проект и руководил строительством здания библиотеки Лауренциана (1523–1534 гг.), создав выразительный ансамбль, включивший динамичное пространство вестибюля с лестницей и спокойный строгий интерьер читального зала.

С 1546 г. Микеланджело руководил в Риме возведением собора Св. Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом императора Марка Аврелия в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного художника, замыкается тремя дворцами и открывается в город широкой лестницей. В плане собора Св.Петра Микеланджело, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586–1593 гг. архитектором М. Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции.

Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело. В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, художник сетует на одиночество во враждебном мире – горькие разочарования гуманиста перед лицом торжествующего насилия. Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, оказало большое влияние на становление принципов барокко.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *