Аврелий Августин Блаженный

354–430

Христианский теолог, один из главных отцов церкви в католицизме. Родился в нумидийском городе Тагаст (Северная Африка). Закончил местную риторскую школу и преподавал риторику в Тагасте, Карфагене и Медиолане (современный Милан).

Прошел через увлечения манихейством и скептицизмом. Под влиянием проповедей святого Амвросия Медиоланского приобщился к христианской вере и крестился на Пасху в 387 г. В 388 г. Августин вернулся в Тагаст. Вскоре был рукоположен в священники, а в 395 г. стал епископом города Гиппон (около современного города Аннаба, Алжир).

Августин отстаивал ортодоксальное христианское учение в полемике с приверженцами других вероучений (манихейство) и еретиками (донатистами). Новой чертой мышления Августина было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» – лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие Августина от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом Августин сумел показать противоречивость становления личности. Признавая в целом роль самой личности в становлении своей судьбы, он вместе с тем был сторонником теологической доктрины предопределения.

Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде божием», который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к богу», и «град божий» – духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведенной до презрения к себе». «Град божий» никак не тождествен идеалу теократии, в духе которого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение Августина.

Августин находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако всякое насилие – от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия – для Августина есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому Августин признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *